Русский язык.Тема:Гласные и согласные звуки(повторение)
В русском языке существуют звуки и буквы. Буквы — это знаки для записи звуков. В русском языке 33 буквы, и 28 звуков. Есть гласные и согласные звуки.
Гласные — [а], [у], [ы], [о], [э], [и].
Согласные парные — [г]-[к], [з]-[с], [в]-[ф], [б]-[п], [д]-[т], [ж]-[ш].
Согласные непарные — [н], [р], [л], [м], [й], [ц], [щ], [х], [ч].
-Отгадайте загадки
1. Его не видно
В руки не взять
Но зато слышно ( Звук)
2. Чёрные птички
На каждой страничке.
Сидят, ожидают,
Когда их разгадают (буквы)
-Вы слышите звуки,а видите буквы.
Задание: «Реши проблему» Чем отличаются звуки от букв? ( Звуки слышим и произносим, а буквы видим и пишем). Давайте внимательно рассмотрим ленту букв.
-Мягкий и твердый знак не имеют звуков.
- Что мы знаем о гласных звуках? (гласные поются)
- Сколько их в русском языке? (6) А сколько гласных букв?(10)
- Давай вспомним как произносятся гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
- Какие из этих букв могут обозначать два звука? (я, ё, е, ю) (Я-йа, Ё –йо, Е –йэ, Ю –йу)
- Когда они обозначают два звука?(в начале слова, после гласных, перед ъ и ь знаками).
- Для чего нужны гласные звуки?
(Гласные звуки нужны для образования слога.
- А как мы делим слова на письме? (на слоги)
Запомни, сколько в слове гласных, столько и слогов!
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс – змеиный слышен свист,
Шшш – шуршит опавший лист.
Жжж – шмели в саду жужжат
- Что ты можешь сказать про согласный звук? (они не поются)
- На какие группы делятся согласные звуки?( на мягкие и твёрдые, на глухие и звонкие, на парные и непарные)
- Ну и последнее, согласный звук может образовать слог без гласного? (нет, слог образуется только вместе с гласным звуком)
История п
Незамени
|
История про буквы
Вот послушайте такую историю...
Поспорили однажды
Гласные с Согласными
И сказали гласные:
- Какие мы прекрасные!
Чудесно мы поём,
Всем радость мы несём!
Тут гласные запели:
- А-а-а! О-о-о! У-у-у!
Как флейты заиграли
На праздничном балу.
-Да, можете вы петь,
А мы – зззвенеть, шшшуметь! –
Ответили Согласные.
-И мы вам скажем прямо:
Вас очень-очень мало.
А нас ведь всё же больше.
Звучать мы можем дольше.
А значит мы нужнее,
И вас мы поважнее.
Не понимают звуки,
Что споры их смешны:
Ведь человеку в речи
Все звуки так нужны.
И Гласные с Согласными
Неразделимы –
Все звуки в языке
Незаменимы.
Физкультминутка
Потопаем-похлопаем.
Услышите гласный звук-хлопайте в ладоши,согласный-топайте ногами.
- 1. Игра - задание «Путаница».
На доске слова: дом, трава, утка, олень, ива, кошка.
Записать слова в два столбика:
1 столбик - начинаются с гласного звука
2 столбик - начинаются с согласного звука
Вопросы по уроку:
- Что изучали и повторили на уроке?
- Определи различие между буквами и звуками?
- Является ли истинным высказывание «Количество слогов определяется по количеству гласных в слове»?
- Определи различие между буквами и звуками?
- Является ли истинным высказывание «Количество слогов определяется по количеству гласных в слове»?
Информация о задании.
Повтори все гласные и согласные звуки и буквы.
Рефлексия.
- Что тебе больше всего понравилось на уроке?
- Продолжи высказывания:Мне понравилось…
У меня получилось…
Мне было трудно…
У меня получилось…
Мне было трудно…
Определить сколько букв, сколько звуков в слове.
Немає коментарів:
Дописати коментар